мотошкола.ру
https://motoshkola.ru/forum/

Про гироскопический эффект
https://motoshkola.ru/forum/viewtopic.php?f=2&t=7164
Страница 1 из 3

Автор:  Valeologiya [ Пн сен 07, 2009 10:11 am ]
Заголовок сообщения:  Про гироскопический эффект

Прочитал статейку на этом сайте про "Скольжение заднего колеса с блокировкой".
И там нашел интересное для себя заявление: "Равновесие мотоциклиста зависит прежде всего от эффекта гироскопической стабилизации, который тем выше, чем выше скорость вращения заднего колеса, а не скорость движения мотоцикла." И еще пример про мотоциклиста с задним колесом на катках.
Всю жизнь езжу на велосипеде, и для меня равновесие зависит как раз от равновесия водителя и верчения руля. Стало интересно.
Короче говоря сделал рассчет насколько сильный этот самый эффект, но, к сожалению не нашел данных на параметры колеса, а именно момент инерции. Такие данные нашел только для резины, но в этом случае картина не полная. Короче, если кто знает, скажите, плз, момент инерции колеса, или хотя бы массу ,а я поделюсь результатами расчета.

Автор:  Valeologiya [ Пн сен 07, 2009 10:23 am ]
Заголовок сообщения: 

А пока напишу вводные слова:
Гироскопический эффект проявляется при наклоне (и при повороте, что, врочем, одно и то же) мотоцикла. Гироскопический момент действует на оба колеса. При наклоне мотоцикла он заставляет переднее колесо поворачиваться в сторону поворота мотоцикла (удивительно, что направления совпали). С задним колесом то же самое, но, поскольку оно поворачиваться не может, этот момент передается обратно водителю, мешая таким образом наклоняться.
Однако, даже из предварительных расчетов, учитывающих только резину, видно, что именно гироскопический момент велик только при больших скоростях. При малых же(даже стоя на месте), руль тоже поворачивается в сторону наклона мота, но это происходит из-за наклона вперед вилки. (если народ заинтересуется - картинку нарисую)

Извините, если повторяю то, что давно уже написано и всем известно. Для меня это ново, неожиданно и интересно. И еще, может стоит перенести это в форум не мотошколы, а какой-нибудь посерьезнее?

Автор:  Valeologiya [ Пн сен 07, 2009 10:31 am ]
Заголовок сообщения: 

Нда... все уже открыто :(
http://moto72.ru/useful/672-vlijanie-za ... sa-na.html
Но цифр то нету!

Автор:  Saruman [ Пн сен 07, 2009 10:37 am ]
Заголовок сообщения: 

Valeologiya писал(а):
...Извините, если повторяю то, что давно уже написано и всем известно. Для меня это ново, неожиданно и интересно. И еще, может стоит перенести это в форум не мотошколы, а какой-нибудь посерьезнее?


Может просто сесть на байк и попытаться прочувствовать то, что изучаешь? И какой смысл искать для этой темы форум посерьезнее, если вы сами говорите, что давно уже написано и всем известно. Ну по крайней мере для физиков это должно быть тривиально.

Автор:  fez [ Пн сен 07, 2009 10:51 am ]
Заголовок сообщения: 

Мотоциклы все разные. У ебыря колесо весит поменьше, у голды - побольше. А у многих чопперов переднее и заднее колеса ну раза в три различаются по массе.

Автор:  fez [ Пн сен 07, 2009 10:54 am ]
Заголовок сообщения: 

Думаю, что не сильно ошибусь, если скажу, что колесо у среднего двухсоткиллограммового классика (400-600 кубов) весит килограмм 8-12.

Автор:  admin [ Пн сен 07, 2009 12:17 pm ]
Заголовок сообщения: 

Вообще-то статья выложена не на этом сайте.
Некоторые постулаты автора спорные, но по правде говоря, мне лень вникать в суть. Зачастую многие иностранные авторы делают правильные выводы, но из-за недостатка знаний пытаются подвести под объяснения какие-то свои домыслы. ТАкое встречается и Хаффа и Кода.

Автор:  admin [ Пн сен 07, 2009 12:20 pm ]
Заголовок сообщения: 

Valeologiya писал(а):
И еще, может стоит перенести это в форум не мотошколы, а какой-нибудь посерьезнее?
Я не против:)))))

Автор:  Valeologiya [ Пн сен 07, 2009 3:05 pm ]
Заголовок сообщения: 

Ну хорошо. В одном иностранном источнике исследовалось применение АБС, и взяты были данные для колеса: масса - 7кг, момент инерции 0.7 кг*м^2. Для надежности я взял 1 кг*м^2.
Посчитал тот самый пресловутый гироскопический момент в зависимости от скорости мотоцикла и скорости с которой ты крутишь руль, разделил его на рычаг руля и на 2(руки две). В итоге в таблице стоят числа(в ньютонах), с какой силой будет сопротивляться руль твоему повороту. Учтен только гироскопический эффект, чтобы оценить насколько он силен. Конечно, в реальности будет еще инерция мотоцикла действовать...и нехило.
Короче, если я еду 20 км/ч и кручу руль со скоростью 5 град/сек, гироскопический эффект мешает мне с силой 2.692043896 ньютон на каждую руку (как поднять 269 грамм), а если еду 210, и резко поворачиваю руль со скоростью 10 град/сек, то этот же эффект мешает 56.53292181 Н (по 5.6 кг на каждую руку).
Оценивайте вы. По-моему сила есть, с ней считаться надо, но в реальности она далеко не все.

Сила на руле при повороте (Н)
Скорость
мота(км/ч) скорость поворота руля (град/сек)
__________1____________5____________10
10___0.26920439____1.346021948___2.692043896
20___0.538408779___2.692043896___5.384087791
30___0.807613169___4.038065844___8.076131687
40___1.076817558___5.384087791___10.76817558
50___1.346021948___6.730109739___13.46021948
70___1.884430727___9.422153635___18.84430727
90___2.422839506___12.11419753___24.22839506
110__2.961248285___14.80624143___29.61248285
130__3.499657064___17.49828532___34.99657064
150__4.038065844___20.19032922___40.38065844
170__4.576474623___22.88237311___45.76474623
190__5.114883402___25.57441701___51.14883402
210__5.653292181___28.26646091___56.53292181

Дальше я еще заморочился и решил посчитать насколько же удержавает нас от падения этот же эффект, но на заднем колесе.
Взял, что центр масс мотоциклиста находится на 1м от земли, вместе они весят 200кг и наклонены на 1, 5, 10 град от вертикали. Вычислил какую скорость падения будет уравновешивать гироэффект. Приводить числа не буду, поскольку они получились безумно большие. Тоесть из моих рассчетов можно сказать, что именно гироскопический эффект нифига не удерживает... :(
Может я где ошибся конечно, еще раз внимательно пересчитаю.

Автор:  admin [ Пн сен 07, 2009 3:14 pm ]
Заголовок сообщения: 

хочешь почитать что об этом пишут ученые?
http://www.dinamoto.it/index.html далее online papers/The gyroscopic effects on a motorcycle

Автор:  Valeologiya [ Пн сен 07, 2009 3:40 pm ]
Заголовок сообщения: 

admin писал(а):
хочешь почитать что об этом пишут ученые?
http://www.dinamoto.it/index.html далее online papers/The gyroscopic effects on a motorcycle

Да уж, нехило :) Почитаю...:)

Автор:  Metal_Mental [ Пн сен 07, 2009 5:08 pm ]
Заголовок сообщения: 

Valeologiya, а столько значащих цифр типа круто? Точность данного метода тем более плюс "обозначенные" допущения более чем порядка величин не дадут. Модельная и реальные ситуации отличаются друг от друга большим числом поправок, пустая затея такое дома на бумажке считать...

Автор:  Valeologiya [ Вт сен 08, 2009 9:05 pm ]
Заголовок сообщения: 

Metal_Mental писал(а):
Valeologiya, а столько значащих цифр типа круто?

Сколько эксель пишет в ячеечке, столько и загнал. Само собой прикидка, но не такая уж бесполезная. Порядок величины то может дать. Хотя бы знать, стоит ли вообще учитывать эту корриолисову.

Автор:  Metal_Mental [ Вт сен 08, 2009 9:08 pm ]
Заголовок сообщения: 

Вот честно считаю, что такие прикидки настолько далеки от реальности, что смысла делать их просто нет. Ну разве что теор мех тренировать.) Сам много подобных задач решал, когда учился, потом хорошо было видно как они далеки от реальности...

Автор:  Kennel [ Ср сен 09, 2009 1:04 am ]
Заголовок сообщения: 

Metal_Mental писал(а):
Вот честно считаю, что такие прикидки настолько далеки от реальности...
Если прикидки далеки от реальности, значит есть тема уточнять прикидки ;)
Считаю - самому прикинуть физику процесса - интересно и полезно.

Страница 1 из 3 Часовой пояс: UTC + 4 часа
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group
https://www.phpbb.com/