Maxi-ko писал(а):
...
Вот аргументы продавцов азота:
1. Азот – газ инертный, а значит, не меняет своего объема при изменении температуры. Иными словами – при перепаде температур давление в шинах не меняется.
2. Молекулы азота крупнее молекул воздуха, а значит, азот будет покидать шину медленнее воздуха. Особенно при проколе.
3. Азот легче воздуха, что снизит износ колеса, расход топлива и улучшит динамику автомобиля.
4. Азот снижает вероятность взрыва шины от перегрева.5. Азот в шинах увеличивает срок жизни автомобильной покрышки и диска, так как в шине теперь нет кислорода, являющегося, как известно, окислителеми потому разрушающего резину, ее металлокорд и, особенно, сам металлический диск. Коррозия вам теперь не грозит! Доводы типа «повышает прилипаемость (?) шин к дороге», «уменьшает вероятность повреждения диска при попадании в яму», «повышает плавность езды по кочкам» и «уменьшает пробуксовку колес при экстренном старте» (есть и такое!)рассматривать не будем, ввиду их явной научной несостоятельности и расхождения с элементарным здравым смыслом. Сосредоточимся на аргументах, приведенных абзацем выше. Итак, преимущества азота перед «простым» воздухом, судя по словам мастеров-шинников, налицо. Заманчиво, не правда ли? Очень. Но все ли обстоит так, как нам говорят мастера? Мы, люди любознательные, обратились еще к одному источнику истин – интернету. Зашли на тюменский портал автолюбителей: часть участников форум согласна с вышеприведенными доводами, часть – нет. Причем и те, и другие, доказывая свою позицию, используют не очень понятные «простому крестьянину» термины и цифры. Кому верить? Науке! Она – самый точный и беспристрастный арбитр. Мы обратились к физикам и химикам, знающим об азоте и его свойствах не из школьной программы, а из трудов посерьезнее.
1. «Азот – газ инертный, а значит, не меняет своего объема при изменении температуры».
Читай – стабильность давления в шине. Для начала отделим котлеты от мух: азот не относится к группе инертных газов*. Далее, само утверждение противоречит законам физики, а именно – закону Шарля (давление газа при постоянном объеме прямо пропорционально температуре) и закону Гей-Люссака (коэффициент объемного расширения всех газов одинаков). 9-й класс общеобразовательной школы. Согласно вышеупомянутым законам физики, с ростом температуры давление в шине будет расти, независимо от того, каким газом она заполнена.
2. «Молекулы азота крупнее молекул воздуха, а значит, азот будет покидать шину медленнее воздуха».
Поэтому давление в шинах можно проверять в три раза реже (со слов мастеров). Резина – это смесь каучука с углеродом. Углерод проницаем для всех видов газов. Поэтому, даже через неповрежденную шину, происходит постоянная, хотя и незначительная, утечка. Размер молекул действительно влияет на скорость утечки. Но насколько она, эта скорость, будет разниться у разных газов? Размер молекулы азота составляет примерно 0,000000031 см, а молекулы кислорода – 0,000000029 см. То есть, молекула азота, пусть на 6%, но все-таки больше, чем молекула кислорода! Учитывая, что в воздухе около 21% кислорода, один процент – еще какие-то газы, а остальные 78% – азот, получим разницу в утечке, из-за разницы в величине молекул, около одного процента. Борцы за справедливость могут торжествовать: азот действительно медленнее просачивается сквозь резину, и шина, соответственно, теряет давление несколько медленнее. Но не в три же раза!. Что касается частоты проверки давления, то, согласно правилам эксплуатации автомобиля, давление в шине нужно проверять регулярно. Не обсуждается.
3. «Азот легче воздуха, что снижает износ колеса, расход топлива и улучшает динамику автомобиля».
Выигрыш в весе – реально существующее преимущество азотной смеси. Это преимущество даже можно измерить в лабораторных условиях: оно составит… 1-2 г. Для сравнения: естественный износ шины в весовом выражении составляет примерно 10 г на каждые 1000 км пробега (в среднем). Что касается шин болидов «Формулы1», на которые часто ссылаются сервисмены, то у гоночных машин речь идет о потере уже десятков грамм за гонку (если они ее, резину, вообще не порвут!). Да, чем меньше масса колеса, тем лучше: быстрее работает амортизатор, восстанавливая контакт с дорожным покрытием и повышая безопасность движения. Легче элементам подвески и рулевого управления. Азот действительно чуть легче воздуха, поэтому машина с «азотными» колесами должна и легче разгоняться (читай – экономить топливо). Теоретически, все так. Но насколько велика экономия в реальности? Масса кубометра воздуха (в котором 78% азота) – 1,29 кг, чистого же азота – 1,25 кг. Если в обычном, «жигулевском» колесе - с шиной размерностью 165/70R13 и стандартным давлением в ней 2 кгс/кв.см - помещается примерно 60 литров газа, то чистого азота в колесе будет примерно 0,075 кг, а воздуха, соответственно, 0,077 кг. Чистый выигрыш – 2 грамма. В процентах от массы 10-килограммового колеса – 0,02%. Вы уловите эту разницу в экономии? Может, стоит просто чуть реже «топтать» газ на светофорах? Экономия в несколько граммов важна при установке рекордов скорости, а не при езде в городе. Как подметил доцент Турнаев, если уж вам так важен выигрыш в не- сколько граммов, ездите лучше натощак!
4. «Азот снижает вероят- ность взрыва шины от пере- грева».
К тому же азот, являясь инертным газом, не поддерживает горение, что очень важно при пожаре. Убийственный аргумент. Чистый азот, выходя из шины при повреждении колеса, действительно, не способствует горению, в отличие от кислорода. Поэтому его, азот, и применяют там, где есть повышенная опасность пожара: в той же «Формуле», в грузовиках, перевозящих опасные грузы, в шинах самолетов… Хотя, повторим, азот не является инертным газом, но гасит огонь он от этого не хуже. Теперь о «взрыве»: шина не взрывается от естественного нагрева при ее правильной эксплуатации. Исправная легковая шина выдерживает давление 7 9 атм. и, чтобы ее разорвало от внутреннего давления, колесо надо нагреть далеко за 300°С. Для примера: даже в жаркую погоду и при длительном движении на высокой скорости шина нагревается до температуры 70110 С. Как видите, до 300 градусов далековато…
5. «Азот в шинах увеличивает срок жизни автомобильной покрышки и диска…»
…Да, в составе смеси не будет окислителя, в качестве которого выступает кислород. Теоретически, это означает, что снижается вероятность коррозии внутренней поверхности диска и разрушающее воздействие на шину. Но, во-первых, это скажется на шине лишь через несколько десятков лет. Шина столько не служит. Не говоря уж о том, что есть еще не менее агрессивный воздух снаружи. А кроме кислорода, на шину действуют и солнечное излучение, и соль, и битум… И что, у вас покрышки часто разваливаются? (В. Турнаев). Во-вторых, конструкция современных шин исключает попадание влаги на металлокорд. А нет контакта – нет и коррозии. Так что аргументу – незачет. Тем не менее, утверждение про отсутствие влаги в азотной смеси справедливо: при производстве азот подвергается процессам глубокой просушки. А нет влаги – нет и повода для коррозии. Так что продавцы азота не врут – коррозии в «азотной» шине не будет. Но этого же результата можно добиться, если поставить на компрессор оборудование для очистки его от масла и влаги. На «правильных» шиномонтажных участках это условие выполняется. И все. Вопрос закрыт.
Так уж и быть, прокомментируем и довод о том, что шина, наполненная азотом, «повышает прилипаемость шин к дороге» и «уменьшает пробуксовку колес при экстренном старте»: Сцепление шин с дорогой определяется свойствами резины протектора, его рисунком, конструкцией шины, состоянием покрытия, наконец. И этим параметрам безразлично, что за газ в шине. Хоть ксенон! Интересно получается: «продавцы воздуха», рассказывая о прелестях обладания шин, накачанных азотом, нас почти не обманывают. Просто они не говорят нам всей правды. Например, о том, что полезные свойства азота проявляются только в особых, практически лабораторных условиях… Не знают сами или недоговаривают? В любом случае – имеют право: почему они должны отвечать за наше незнание законовприроды? Они им просто пользуются. Торговля – дело хитрое, и российская специфика тут ни при чем. Читайте О’Генри. P.S. Кстати, сколько стоит накачка шин азотом в Европе? В Германии - 2,0-2,5 евро за коле-со.
http://www.zr.ru/articles/24482