В практике зачастую возникают вопросы от граждан и организаций «Куда обращаться, в случае если наши права нарушены страховщиками?».
Согласно пункту 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд.
Однако если Вы считаете, что Ваши права, при осуществлении ОСАГО, были нарушены страховщиками, Вы можете обратиться в контролирующие органы.
На основании статьи 24 Закона об ОСАГО было создано профессиональное объединение страховщиков – Российский Союз Автостраховщиков. Согласно Закону об ОСАГО, Уставу РСА и Правилам профессиональной деятельности одной из функций РСА является защита прав потерпевших.
В случае если Вы считаете, что Ваши права нарушены страховщиком, Вы можете направить свою жалобу в РСА по адресу 115093, г. Москва, ул. Люсиновская, дом 27 строение 3, контактный телефон 8-800-200-22-75 (для жителей России звонок бесплатный). Если у Вас нет готовой жалобы, Вам необходимо подъехать в отдел по работе с обращениями граждан РСА, расположенный по адресу г. Москва, ул. Косыгина, дом 15 (здание гостиницы «Корстон»).
Помимо города Москвы с жалобой на действия/бездействия страховых компаний можно обратиться в представительства РСА в федеральных округах, адреса и телефоны представительств можно узнать, позвонив в РСА по телефону или на сайте РСА в сети Интернет по адресу
http://www.autoins.ru/ru/about_rsa/representatives/ .
Кроме РСА защиту нарушенных прав так же осуществляет Федеральная служба страхового надзора (Росстрахнадзор). В городе Москва обратиться с жалобой можно по адресу: 125993, Москва, Миусская площадь, д. 3, стр. 1, вопросам жалоб граждан и организаций – (495) 251-12-19. Информацию по адресам территориальных органов ФССН можно получить либо по телефону, либо на сайт в сети Интернет по адресу
http://www.fssn.ru/www/site.nsf/web/sinfo_terr .
Обращение пишется в свободной форме (в случае обращения юридического лица – на фирменном бланке организации). К заявлению прикладываются документы, подтверждающие точку зрения заявителя.
Основными проблемными вопросами, с которыми граждане и организации обращаются в контролирующие органы, являются задержка срока производства выплаты страхового возмещения и занижение суммы страхового возмещения. Остановимся на них подробнее.
Согласно пункту 2 статьи 13 Закона об ОСАГО страховщик рассматривает заявление потерпевшего о страховой выплате и предусмотренные правилами обязательного страхования, приложенные к нему документы в течение 30 дней со дня их получения. В течение указанного срока страховщик обязан произвести страховую выплату потерпевшему или направить ему мотивированный отказ в такой выплате.
Тридцатидневный срок установлен Федеральным законом № 306-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон об ОСАГО» и вступил в силу с 01 марта 2008 года. До этого на рассмотрение дела и принятие решения страховщику отводилось 15 календарных дней.
Срок, отведенный Законом об ОСАГО, страховщику на рассмотрение дела и принятие по нему решения начинает проистекать после предоставления потерпевшим последнего предусмотренного законодательством документа. Подробнее о перечне документов указано в разделах VI – X Правил ОСАГО, утвержденных постановлением Правительства РФ от 7 мая 2003 года № 263. Правила ОСАГО должны выдаваться при заключении договора ОСАГО, вместе со страховым полисом, перечнем представителей страховщика в субъектах РФ, изведением о ДТП.
Таким образом, если после того, как вы сдали страховщику последний документ, и прошло более 30 календарных дней, а выплата страхового возмещения Вам не произведена и извещение о полном/частичном отказе в выплате страхового возмещения так же не направлено в Ваш адрес – страховщик нарушает действующее законодательство в области ОСАГО.
В соответствии с пунктами 2, 3 статьи 12 Закона об ОСАГО при причинении вреда имуществу потерпевший, намеренный воспользоваться своим правом на страховую выплату, обязан представить поврежденное имущество или его остатки страховщику для осмотра и организации независимой экспертизы в целях выяснения обстоятельств причинения вреда и определения размера подлежащих возмещению убытков. Страховщик обязан осмотреть поврежденное имущество и организовать его независимую экспертизу в срок не более чем пять рабочих дней со дня соответствующего обращения потерпевшего, если иной срок не согласован страховщиком с потерпевшим.
Таким образом, размер суммы страхового возмещения определяется на основании заключения независимой экспертизы.
Определение способа решения поставленной задачи находится в компетенции эксперта (экспертной организации). Эксперт в соответствии с законодательством несет полную ответственность за достоверность сделанного им заключения.
В соответствии с пунктом 73 Правил ОСАГО, в случае возникновения разногласий между страховщиком и потерпевшим относительно размера вреда, подлежащего возмещению по договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, страховщик в любом случае обязан произвести страховую выплату в неоспариваемой им части.
В соответствии с пунктом 77 Правил ОСАГО споры, вытекающие из договора обязательного страхования, разрешаются в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Таким образом, если контролирующие органы не смогли Вам помочь – прямая дорога в суд.