admin писал(а):
дает:) скоро будет в расписании
Это хорошо
Поскорей бы! А то Вадим грозится выгнать меня из Мотошколы по причине того, что якобы я уже всё знаю
Но вот я сегодня решился выехать в город в первый раз, чтобы не упускать такую редкую возможность, когда машин мало, и не сказал бы, что знаю достаточно для безопасной езды. Проехался 103 километра по маршруту: Южное Бутово, МКАД, Ленинский проспект, ТТК, Варшавское шоссе, Каширское шоссе, МКАД, Южное Бутово и всю дорогу думал о том, где тут можно применить контрруление. О погодных условиях: было пасмурно, иногда моросил дождь и постоянно дул сильный боковой ветер.
К счастью, обошлось без неприятных впечатлений. Единственное, что при съезде с Ленинского проспекта на ТТК не рассчитал крутизну поворота и перед входом в него, но уже с повёрнутым рулём начал оттормаживаться на свой страх и риск передним тормозом, вспоминая слова Олега, который строго настрого запретил пользоваться задним тормозом. В общем, постарался выровнять руль насколько возможно и тормозить не очень сильно. Всё обошлось, но я уже морально готовился к падению, поскольку руль всё-таки не был полностью выровнен, и я не был уверен в том, при каком угле поворота руля переднее колесо может заблокироваться.
Дома, уже анализируя ситуацию, я пришёл к мысли, что нужно было спокойно без переживаний использовать задний тормоз, и войти в поворот слегка им притормаживая - навряд ли заднее колесо так уж прямо и заблокировалось бы, если бы я нежно (без истерики) на него нажал на пару миллиметров и подержал так немного, а так - страху натерпелся... А вообще, наверняка, можно было бы спокойно войти в этот поворот и на этой скорости (она небольшая была), но я очень неуверенно чувствую себя в поворотах, и, к сожалению, не уверен в том, что последние занятия по контррулению, которые мне остались в Мотошколе, помогут мне в этом. Кто-нибудь наверняка напишет, что войти в этот поворот можно было использовав как раз то самое контрруление, но мне вначале хотелось бы уверенно чувствовать себя, проходя повороты с помощью наклонов тела (без тормозов) и с тормозами (как с передним, так и с задним). Наверное, есть ещё вариант торможения двигателем в повороте, но я про это ничего не слышал, поэтому не могу судить, насколько это безопасно.
Резюмируя сказанное, хочу высказать Сергею следующие пожелания относительно программы обучения: не знаю, как остальными обучающимися, но мною контрруление воспринимается как элемент высшего пилотажа из области мотоспорта, то есть я очень сильно не уверен в том, что даже если я буду в состоянии идеально выполнять его на площадке, то рискну попробовать то же самое в городе среди машин, когда до соседней машины расстояние в полметра, а уж тем более применить его в экстренной ситуации. Может быть я неправильно понимаю, но мне кажется, что в Мотошколе контрруление является завершающим элементом обучения на базовом курсе и таким образом все ставки делаются на него. Но насколько реально ожидать, что новички будут применять его в городе среди машин? Скорее всего, они вместо контрруления будут использовать торможение и повороты, навыки по которым у них не особо выработаны, потому что в Мотошколе этому уделяется недостаточно внимания, IMHO.
Предположим, у 95% новичков в повороте блокируется переднее колесо при пользовании ручным тормозом, и у 80% блокируется заднее при пользовании ножным (тоже в повороте). Но насколько оправдано из-за этого запрещать на уровне табу всем 100% пользоваться любыми тормозами в повороте? Я спросил Олега: "Что мне тогда делать, если ножным тормозом пользоваться нельзя, но я чувствую, что не вписываюсь в поворот?" Он ответил: "Нужно сбрасывать скорость перед входом в поворот, чтобы в повороте потребности в торможении уже не было". И я полностью с этим согласен и так и делаю, но бывают же повороты, которые проходишь впервые или не рассчитал скорость по другим причинам?
Таким образом, моё пожелание сводится к следующему: хотелось бы иметь возможность попрактиковаться в прохождении поворотов с торможением, чтобы почувствовать в какой момент блокируется переднее\заднее колесо. Также хочется попрактиковаться в прохождении поворотов на скорости, чтобы иметь возможность почувствовать при каком угле наклона байка и скорости теряется сцепление шин с асфальтом. Понятно, конечно, что многое зависит от того, какой мотоцикл, какие на нём шины, состояние дорожного полотна и т.п. Но всё равно мною ощущается потребность в подобных навыках и опыте, полученном не на своём мотоцикле и не на оживлённых улицах среди машин.
В конце концов, смысл обучения в мотошколе мною воспринимается так: в мотошколе я получаю практически все знания и навыки, необходимые для безопасного накопления собственного опыта при начале вождения своего мотоцикла в городских условиях. Конечно, абсолютно всему научить невозможно, потому что курс растянется на долгие месяцы, поэтому приходится что-то отбирать, а что-то выбраться. Вопрос в том, по каким критериям происходит отбор. Пример с вылетевшей на дорогу Окой и вставшей поперёк неё у меня на пути замечательно объясняет ситуацию, в которой нужно применять контрруление. Но насколько часто это происходит? Скажем так, с поворотами я сталкиваюсь намного чаще, чем передо мной возникает необходимость в объезде Оки. Что с того, если я буду в состоянии уверенно объехать её с помощью контрруления, но при каждом повороте буду испытывать затруднения, неуверенность в себе и т.п.? Можно конечно ответить на это, что если влететь в Оку, то результаты будут плачевными. Конечно, можно в качестве критерия отбора использовать не частоту встречаемости ситуации в реальным дорожных условиях, а степень её опасности для мотоциклиста. Но даже в этом случае, нельзя будет утверждать, что жизни мотоциклиста, не справившемуся с поворотом (упавшему при его прохождении или вылетевшему из него), ничего не угрожает - ведь его банально может переехать едущий следом грузовик...