Нюансы пропущу. Мотоциклетная история.
Решив в Америке ездить исключительно на любимом средстве транспорта, мы с моей женой Натальей, воспользовавшись рекомендованным знакомыми сайтом прокатной компании
http://www.eaglerider.com/, зарезервировали Softail Classic. Почему именно HD? Наверно, многие сделали бы аналогичный выбор в аналогичной ситуации. Стереотипы.
Посмотрев видео-ролик на их сайте вы в полной мере представите процедуру обслуживания клиентов. Именно так: вы информируете о вашей готовности стать временным обладателем двухколесного чуда (консьерж вашей гостиницы прекрасно справится с вашим заданием проинформировать прокатную фирму), приезжает специальный фургончик или такси и доставляет вас непосредственно к месту передачи техники, там окончательно выбираете дополнительные услуги (навигатор, страховка и т.п.), осматриваете технику, задаете любые интересующие вопросы по теме и подписываете договор аренды. При возврате мотоцикла, все происходит в приблизительно так же, т.е. предупреждаете по телефону представителя компании о готовности вернуть мотоцикл (опять же, консьерж), приезжаете на мотоцикле, показываете его, снова подписываете бумагу и уезжаете на такси или фургончике. Собственно, звонок с предупреждением о вашем появлении всегда нужен именно для организации доставки тела к аппарату или от него. Услуга эта может быть абсолютно бесплатной (как было и в нашем случае), единственное, выбирайте отель или прокатную фирму не в трех днях пути (7-8 миль - вот это нормально).
О экипе: бесплатный DOT шлем-каску вам дадут на время аренды, т.к. езда без «головного убора» запрещена. Мы брали интегралы и прочие причиндалы с собой. Да, они заняли большую сумку, и да, возможно, стильно ездить голым, НО зато наши деньги мы сэкономили, как минимум, на лечении двух обожженных физиономий (солнце там радушно приветствует бледнолицых). А однажды на трассе нас застал теплый такой весенний ливень. Короче, шлемы были кстати.
Еще пару слов о безопасности и своеобразных местных опасностях, которые могут подстерегать путников на поистине бескрайних просторах Америки. Есть такая птица, орел называется. Так вот, один из этих небольших образчиков спикировал, так, беззлобно на мотоциклиста (парень-то и не видел, как полагается канонической жертве). Орел ушел на высоту, не долетев около метра до счастливца. Короче, случаи разные бывают.
Бензин/питание на заправках/деньги: бензин - он недорогой (как у нас) и есть везде. Максимальное октановое число – 93. Им и заправлялись. Сложилось впечатление, что остаться в Америке с пустым баком и с банкой искать ближайшую заправку – удел особо талантливых. Также, на 99% заправок можно перекусить, причем это недорого и вполне съедобно. Запасов со времен холодной войны никто не держит со стратегической целью скормить их доверчивым иностранцам. Так что отравиться в общепите не надейтесь. Туалеты есть на всех заправках.
Карточки VISA принимают везде, без исключения. Помните, что для Америки наши дебетовые карточки считаются кредитными в платежной системе. Для нас это было в новинку, и поэтому на всем нашем пути мы заправлялись за наличные или платили карточками прямо оператору АЗС. Я специально делаю акцент на этом, т.к. гораздо удобнее было бы платить прямо «в колонку». Ну да ничего, и нет худа без добра. Несколько шагов после пары сотни миль - совсем неплохой вариант.
Дороги (штат Флорида).
Почти плакал каждый день там и здесь (по возвращении). Причины были. Ну, да я обещал факты.
Вот они:
Развязки в четыре-пять уровней в местах потенциально-напряженного движения– обычное дело. Их много настолько, что местные жители ездят по ним и даже не понимают, что в иных местах «развязочек» может быть одна-две на город, просто, чтобы ими гордиться. Дороги есть платные и бесплатные. Платные - обозначены знаком «toll ». Если взяли навигатор (обязательно его берите!), рекомендую поставить установку «бесплатные дороги». Они очень хорошие. Рельеф покрытия такой, что при дожде вся вода уходит, а само полотно остается сухим. Во всех местах, где есть пересечения дорог или возможны маневры, количество рядов увеличивается настолько, чтобы на основном потоке это не отражалось. Так, вполне закономерно из 2-3- рядов за 500 метров до перекрестка может стать 5-6. Оно и понятно. Колодцы (люки), кстати, есть. Они в больших количествах присутствуют на дорогах (в городах, естественно, там , где изобилие подземных коммуникаций), отчего иногда подвеске приходится поработать. Объехать все ловушки, естественно, невозможно.
Есть отличия в правилах дорожного движения или организации оного. Вот основные:
Поворот направо из крайнего правого ряда разрешен практически всегда. Красный или зеленый светофора сигнал не важно. Нет, собственно, разница есть. При красном светофоре поворачивать направо можно, как у нас «на стрелку», т.е. пропустив поток в перпендикулярном направлении (практически все пересечения дорог – под прямым углом), а на зеленый можно просто поворачивать. Если вы внимательно прочитали предыдущий параграф и у вас есть минимальное пространственное воображение, то вопрос «почему?» не может возникнуть.
Есть исключения. Если на правой обочине или прямо под светофором написано, что правый ряд не поворачивает на красный, ну что ж, значит, не поворачиваете, а ждете зеленый.
Светофоры расположены после перекрестка, а не до. Тоже удобно, т.к. есть время, равное времени проезда перекрестка, чтобы понять, успеваете ли вы открыть дроссель и проехать или нужно без блокировки переднего колеса затормозить. Светофоры присутствуют над каждым рядом. Они хорошо видны, и их не надо разыскивать.
Развернуться можно практически везде (в городе), т.к. для этого предусмотрены специальные «карманы» по центру улицы. Так что, разворачивайтесь, разворачивайтесь и делайте это еще раз. Не буду повторяться (хотя, что греха таить, уже делаю это) и писать о том, что везде, где есть карманы, количество рядов увеличивается.
Слышал от водителя фургона, что дорожная полиция иногда применяет против местного населения «спид-ганы», дабы пополнение в казну шло, и штат не беднел, но своими глазами таких вот самоотверженных тружеников дорог не видели, хотя и проехали немало. Может, не нарушали, может несильно, кто знает?
Участники движения.
Их много, и они разные.
Мотоциклисты – это, в основной массе своей, владельцы HD (народная марка в США). Они всех возрастов: от совсем зеленых юнцов, до очевидцев событий войны Севера и Юга. Как правило, все они очень позитивны и дружелюбны, а их осанка выдает людей, проводящих много времени в седле и знающих вкус настоящих путешествий. Они уважают себя и других и черпают вдохновение в красоте и романтике дорог. Счастье в свободе самореализации, если можно так выразиться.
Есть, правда, и чопорные недалекие личности, которые просто «рисуются», была бы публика. Такие есть везде. Это мажоры. Как правило, они ездят без экипировки и шлемов и, нередко, под градусом. Признаюсь, что данная информация не основана на точных измерениях уровня алкоголя в крови данных персонажей или вдыхании их испарений. Случилось так, что нам довелось познакомиться с женщиной-врачем, которая оказывает первую помощь пострадавшим на дорогах (аналог нашего МЧС). Она рассказала, что статистика смертельных исходов таких вот «модников» весьма неутешительная. Так что, у парней с лопатами постоянно есть работа (ездить во Флориде можно круглый год).
Автомобилисты – практически все граждане США. Статистику не знаю, но сложилось впечатление, что у каждого человека, достигшего 16 лет, есть автомобиль. Причем, автомобили иногда весьма пикантны. Такие образчики редко можно наблюдать даже в музеях. Поведение автомобилистов в городах практически всегда заслуживает восхищения, даже диву даешься, как правильно и осмотрительно люди ездят. Есть исключения из правила, но, как известно, …..
На крупных скоростных магистралях, однако, вовсе не так безопасно. Тут с мотоциклистами никто не считается. Так что, частенько, какой-нибудь франт с удовольствием «прошьет» под углом группу мотоциклистов и даже глазом не моргнет. Даже со стороны это выглядит пугающе. Трассы, в основном – бетонка. Экстренно тормозить на гладком бетоне непросто. Тут предлагаю определиться с начальными данными уравнения: разрешенная скорость на магистралях -75 миль/час (порядка 120 км/ч), но часто мы замечали, что скорые на подъем автомобилисты (и редкие мотоциклисты на спортивных мотоциклах) перекрывали этот предел миль на 20-30 в час. Видимо, эти ребята и «приносят» в бюджет штата.
Если хотите настоящего чуда от мотоциклетного путешествия искренне рекомендую ездить по фантастически красивым пригородным дорогам. Они действительно поражают!
Аварии и способы разрешения конфликтов.
В Америке не принято выставлять свое мятое железо на дороге, чтобы еще человек 20, зазевавшись и оценивая чужой ущерб, повторили подвиг героя. Так что, столкнулись – в сторону, на обочину (любую). Страховые компании разберутся сами. Аварии есть, они не редкость. Опять же, небезопасны автострады, ой, небезопасны! Если это случилось (не дай Бог!, но бывает), следуйте инструкциям, приложенным к сопроводительной документации, которая выдается вместе с мотоциклом. Не изобретайте. При аренде байка есть смысл взять страховку с расширенным покрытием. Так, при аварии только 1 тысячу USD оплатите, да и дело с концом. Ситуация, когда вы должны кучу денег, а дом так далеко, не самая интересная во всех смыслах. Нас это не коснулось, слава Богу! Ездили без аварий.
Люди.
Похоже, они уважают себя и других. Они открыты и готовы помочь. Если вы затрудняетесь в языке – это не очень важно (в Америке, похоже, к этому привыкли). Вас поймут. Жестикулируйте, в конце концов. Пробуйте жестикулировать с купюрами около интересующего товара, показывая, какие характеристики последнего нужно откорректировать. Американский английский ОЧЕНЬ отличается от Британского собрата.
Отношение к жизненному пространству (Флорида).
Попробуйте мысленно очистить все известные вам дороги и их окрестности от всяких нечистот, мусора, бесхозного хлама и даже пыли, наполните пространство чистейшим ароматным воздухом, водоемы – прозрачной водой, которую, кажется, можно пить (если и нельзя, то очень хочется), и вы получите представление о среде, которая поглощает вас на время путешествия, частью которой вы становитесь. Экологический налог – реально вложенные деньги. Вы, арендуя транспортное средство, также платите ощутимый экологический налог. Потом «получаете оплаченный продукт», если можно так выразиться.
В парках развлечений и в компьютерных играх люди всех возрастов учатся жить в гармонии с природой, строить дома, выбирать правильные варианты материалов и насаждений, экономить энергию (можете зайти на сайт
www.disneyworld.com), учатся видеть и создавать красоту. Очень ненавязчиво, очень комфортно, очень здорово!
Гостиницы.
Мы останавливались в отелях сети Best Western. Они есть практически везде, причем весьма комфортные и уютные. По «звездной» категории, наверно 3,5-4 звезды (зависит от места). Цена номера в таком отеле в Орландо составляла X (икс) USD на двоих в сутки. Причем кофеварка, утюг, холодильник и сейф в номере были. Ах, да, еще Wi-Fi и телевизор и ПАРКОВКА ДЛЯ БАЙКА. Завтрак, как правило, в цену не входит, т.к., как ранее было описано, без бензина и еды в Америке остаться затруднительно. Еще, насколько я понимаю, из-за выраженной интернациональности и приверженности групп населения разной кухне, навязывать среднестатистическое меню никто не пытается. Для нас, это было не очень удобно, признаюсь честно. Накиньте баксов 30 к цене номера (итого,(X+30) USD) и вы получите реальную цифру в расчете на две персоны, путешествующие на колесах.
В Майами Бич (не пугайтесь этого словосочетания) цена огромного номера с видом ТОЛЬКО на океан для отеля первой линии составляет, внимание!, готовы? , (X+30)*2 (USD), а вот на островах Ки Вест (Key West), опять же, можете вернуться к уровню цен Орландо или даже поделить их пополам.
С «иксом» удобнее. Он принимает любые значения в соответствие с сезонностью и категорией отеля/мотеля. Ведь если вам станет интересно, вы ведь посмотрите сами, правда? Если ваш ответ «да», то сравните полученную цифру со стоимостью «аналогичного звездного предложения» отеля в Питере или Нижнем Новгороде. Теперь сходите в бар и попробуйте решить ребус с подходящей под настроение жидкостью.
Мысли и Рекомендации
Если хочется путешествий – определяйте маршрут, берите минимум вещей, такой, чтобы влезал в сумки/кофры, необходимый экип в соответствие с сезоном, его, также, c собой (не хотите -покупайте там, это недорого), деньги (электронные и наличные), арендуйте байк (машину, наконец, если с байком в силу определенных причин, не получается), и вперед! Вы сможете все увидеть и останавливаться в понравившихся местах столько, сколько сочтете нужным. Самый интересный и экономичный вариант.
Вариант комбинированного отдыха с набегами на окрестные города/парки развлечений/торговые центры/(все, что придет вам в голову и будет признано законным в конкретном штате). В этом случае, есть смысл остановиться в одной гостинице и арендовать транспорт. Что делать дальше – сами решайте. Этот вариант, скорее подойдет для повторного посещения страны, т.к. совмещать освоением неизведанного мира с экстренным принятием решения при прочих неизвестных не придется.
Мы, первый раз оказавшись в США, в общем-то, так и сделали. Остановились в Майами-Бич (купание в океане и пляж), а потом ездили на мыс Канаверал - около 400км. (Там великолепный экскурсионный центр Джона Кеннеди, посвященный космическим исследованиям. Интересно всем возрастным категориям!), в Орландо - около 100 км от Космического центра Кеннеди (Там мир Диснея представлен в виде пяти огромных тематических парков, соединенных монорельсом и автобусным сообщением. С 10:00 до 22:00 нам удалось обойти только полтора! В полном восторге! Там есть еще несколько парков Юниверсал Стьюдиос, - не пошли, сил/времени/денег не было. Туда надо ехать отдельно. Можете спокойно заложить неделю, не ошибетесь. Отдельно хочу остановиться на посещении группы островов Ки Вест (Key West). Это - цепочка островов всего в 200 км от Майами, соединенных мостами. Причем, мосты эти в длину могут достигать десятков километров. Едите вы на байке по такому мосту (один ряд туда, один-обратно) со скоростью 70-90 км/ч, и не можете поверить, что вы там. По правую руку, до самого горизонта теплая и прозрачная до дна бирюза Мексиканского залива, дотягивающегося своим теплым течением до Европы, а по левую руку, - водяной титан - Атлантический океан. Истинное величие не требует высокопарного стиля, но провоцирует его.
Скажу по-другому, это - место спокойного, вплетенного в естественный природный ритм отдыха и, даже, уединения, хотя населены острова весьма густо. В основном это приезжие со всего мира и со всех штатов.
…………………………………………………………………………………………………………………………
Лирическое отступление.
Перед поездкой было много сомнений. Я думал, что визу получить сложно и, что главное, муторно. Но нет, визу дали без проблем.
Раздумывал над тем, насколько тяжелым будет 13-ти (10 часов до Нью-Йорка плюс три часа до Майами). По практике, мне и пять-то часов в самолете затруднительно просидеть из-за высокого роста. Перелет прошел отлично. В оба конца - строго по расписанию. Сиденья комфортные, а книжки мы взяли с собой. Устали, конечно, но не смертельно. Весь путь «от двери до двери» занял 22 часа.
Беспокоила цена трансатлантического перелета. Решился и этот вопрос. Нашли рейс по цене, за которую можно в Европу слетать.
Я очень признателен своей жене, которая смогла стронуть меня с мертвой точки и сказать: «Да, работа-это еще не вся жизнь, едем!»,- и начать решать все вопросы один за другим. Ведь на сегодняшний день – это самое значимое и интересное путешествие в нашей жизни!
Дорогу осилит идущий.