Блин! Сколько букофф! И всё хочется комментить
Альберт писал(а):
А то Вадим грозится выгнать меня из Мотошколы по причине того, что якобы я уже всё знаю
И правильно - если в определённый момент решительно не перейти от теории к городской практике, то будет страх именно перехода - при том, что реально все навыки уже будут присустствовать. Доучиваться и приобретать полный автоматизм приходится всё равно в стрессовых уличных условиях.
Цитата:
и всю дорогу думал о том, где тут можно применить контрруление.
в любом месте, по сухой дороге, когда ты идёшь один посреди ряда в неплотном потоке на скорости до 90 кмч, покачай мотоцикл влево-вправо колёсами внутри полосы, так, чтобы твоя грудь шла примерно по прямой. Подбери такую скорость раскачки чтобы это было естественно для мота, как-бы, подбери "резонансную частоту" когда это делается наиболее легко. У меня где-то это в районе 1 полуколебание в секунду.
Цитата:
постоянно дул сильный боковой ветер.
В поездке с мотошкольного открытия сезона я как раз научился корректировать боковой ветер на полном автомате - на подсознании
Забавно наблюдать как бы со стороны, как мот выписывает кренделя на дороге, а ты вроде как ехал прямо так и едешь - и сё это на скорости за 120
Цитата:
начал оттормаживаться на свой страх и риск передним тормозом, вспоминая слова Олега, который строго настрого запретил пользоваться задним тормозом.
И правильно запретил - переднего по жизни вполне достаточно. Главное не тормозить на разметке. На мокрой разметке, резинках от трамвайных путей, рельсах, люках ездить в наклоне вообще крайне чревато, а томозить я бы тоже никому не посоветовал. Во всех НОРМАЛЬНЫХ условиях, в т.ч. чистые колёса-мокрый афальт - холодно передний тормоз тормозит вполне адекватно, можно даже слегка подтормаживать в повороте (НО ОЧЕНЬ !!!!! аккуратно!!!! - см ниже)
Цитата:
поскольку руль всё-таки не был полностью выровнен
полностью не обязательно.
С точки зрения эффективности торможения наклон не считается наклоном, если он составляет менее:
20 градусов для сухого асфальта
10 градусов для мокрого асфальта
3 градусов для разметки, трамвайных рельсов/резинок, люков
Цитата:
, и я не был уверен в том, при каком угле поворота руля переднее колесо может заблокироваться.
При любом
Вопрос в интенсивности торможения, боковом ускорении (рано тангенсу угла наклона умножить на g) и сцепных свойствах асфальта
см ниже.
Цитата:
Дома, уже анализируя ситуацию, я пришёл к мысли, что нужно было спокойно без переживаний использовать задний тормоз
А вот этого не надо
передний всё равно эффективней тормозит. А раз ты к нему привык - лучше тот инструмент, к котором привык.
Блокировка задка в повороте = падение, так как блокируется гироскопный эффект. А блокировку передка в повороте из-за торможения можно отловить даже на мокром - правда, на низкой скорости, не в экстремальных углах наклона и не всегда. Короче, просто оттормаживайся двиглом (можно сразу переключитсья на 1-2 передачи вниз) и паралельно подтормаживай СОВСЕМ слегка передком. Будет вполне достаточно.
Цитата:
а так - страху натерпелся...
А оно, кстати, полезно. Охлаждает головы.
Цитата:
А вообще, наверняка, можно было бы спокойно войти в этот поворот и на этой скорости (она небольшая была)
ну значит, и тормозить можно было слеганца
Цитата:
контррулению, которые мне остались в Мотошколе, помогут мне в этом.
нет. Чуство скорости и оптимальной и предельной скорости прохождения поворотов приходит лишь с опытом. Авто-опыт тоже полезен в части определениня навскидку сцепных свойств асфальта.
Цитата:
Кто-нибудь наверняка напишет, что войти в этот поворот можно было использовав как раз то самое контрруление
Да ты его и так по факту используешь, только не замечаешь этого. Почти всё управление мотоциклом на скорости от 30 и выше происходит с помощью контрруления. Просто мы скованы рефлексами и внутренними страхами, а понимание основ теории помогает нам делать то, что нужно и использовать возможности техники.
Цитата:
но мне вначале хотелось бы уверенно чувствовать себя, проходя повороты с помощью наклонов тела
Это техника для низкой скорости - или ты имел в виду свешивание? Свешивание, в целом, применимо для углов наклона мота от 35-40 градусов, раньше смысла нет
Цитата:
и с тормозами (как с передним, так и с задним).
тебя чему в мотошколе учили? ЗАДНИЙ ТОРМОЗ ЕСТЬ ЗЛО! Тормозить нужно комбинированно передним + коробкой! Освой это, а потом всё остальное! На скорости, тем более в наклоне, педаль заднего тормоза лучше вообще забыть - только передачами!
Насчёт переднего в повороте - это сложно, это надо чуствовать + считать - см ниже
Цитата:
наверное, есть ещё вариант торможения двигателем в повороте, но я про это ничего не слышал
Плавненько - можно. Резко - будет тот же лоусайд. Если не хайсайд. Не слишком агрессивно! и будет всё OK
Цитата:
то рискну попробовать то же самое в городе среди машин
Мне пришлось буквально на днях ДВАЖДЫ за 30 секунд сваливать в сторону от летящих на меня водятлов + попутно оттормаживаться. Иначе, чем с помощью контрруления, в городе повернуть невозможно. Всё равно в обоих случаях меня заметили в последний момент и ДТП не случилось по воле БОГа! Теперь ВНИМАТЕЛЬНО слежу за малейшими микро-движениями водятлов в ряду - они обычно предвещают манёвры! Так что учись, казак, контрруление применять всё равно приходится - и лучше уметь ЭТО делать.
Цитата:
, когда до соседней машины расстояние в полметра
Ну так в междурядье работают только тормоза, либо газ (если успеваешь проскочить либо показать свою морду водятлу), либо уйти вправо или влево в расстояние между машинами (если есть возможность, но там для контрруления тоже мало места на обратный манёвр - полный манёвр с широким размахом может занять 2 ряда)
Цитата:
а уж тем более применить его в экстренной ситуации
В каждой экстренной ситуации нужно быстр определить что является наиболее оптимальным в ДАННОЙ ситуации. экстремальный объезд препятствия резким наклоном мота контр-рулением - один из приёмов, эффективный, но со своими минусами, главные из которых - нужно нормальное сцепление с дорогой + место для манёвра.
Цитата:
все ставки делаются на него.
Да нет. просто "завершающий штрих", способ как-то приободрить обучающихся перед выездом в город, типа "теперь я и это прошёл", перебарывание страха перед мотоциклом...
Цитата:
Но насколько реально ожидать, что новички будут применять его в городе среди машин?
Вот тебе пример: ты едешь по МКАДу в крайнем левом на 120 по центру ряда. Придурок резко приезжает в твой ряд, справа ряды пустые. Ты кладёшь мот в сильный наклон и объезжаешь его справа. Для манёвра потребуется метров 50 минимум. На сухом асфальте манёвр 100% безопасен и приятен в т.ч. для водителя и пассажира/груза, в отличие от экстренного торможения - для которого может быть просто недостаточно места.
Цитата:
Скорее всего, они вместо контрруления будут использовать торможение и повороты, навыки по которым у них не особо выработаны
Без РЕГУЛЯРНЫХ торможений/повротов ты даже из гаража не выедешь. Мотошкола даёт достаточные навыки на первое время, но закреплять нужно всё по городу самостоятельно. Тогда всё будет пучком.
Цитата:
насколько оправдано из-за этого запрещать на уровне табу всем 100% пользоваться любыми тормозами в повороте?
Оправдано - ибо от предельно высокой скорости в повороте не спасёт НИЧЕГО, законы физики никто не отменял.
Всё равно в критической ситуации водитель будет тормозить, но будет делать это крайне с опаской и минимально необходимо (в меру его понимания ситуации).
Цитата:
Я спросил Олега: "Что мне тогда делать, если ножным тормозом пользоваться нельзя, но я чувствую, что не вписываюсь в поворот?" Он ответил: "Нужно сбрасывать скорость перед входом в поворот, чтобы в повороте потребности в торможении уже не было"
Что и требовалось доказать. Вообще, на машине действует обычно то же правило: или разгоняешься/тормозишь, или поворачиваешь. Тогда едешь и проблем не знаешь. Подвески, развесовка и т.п. при разгоне/торможении в повороте работают СИЛЬНО хуже: при разгоне разгружается передок, при торможении - задок, может сорвать и перед, и зад... в общем, лучше входить сразу с правильной скоростью.
Цитата:
но бывают же повороты, ... не рассчитал скорость
Что и требовалось доказать. Вообще, на машине действует обычно то же правило: или разгоняешься/тормозишь, или поворачиваешь. Тогда едешь и проблем не знаешь. Подвески, развесовка и т.п. при разгоне/торможении в повороте работают СИЛЬНО хуже: при разгоне разгружается передок, при торможении - задок, может сорвать и перед, и зад... в общем, лучше входить сразу с правильной скоростью.
Цитата:
возможность попрактиковаться ... чтобы почувствовать в какой момент блокируется переднее\заднее колесо
Бред полнейший. Обучись тормозить на прямой. Обучись правильно выбирать скорость в повороте.
Умение считать предельную силу нажатия на тормоз в повороте (с газом проще) - только для хоть немного опытных водителей.
У меня с этим проще, я этим ещё на машине баловался.
Цитата:
Также хочется попрактиковаться в прохождении поворотов на скорости, чтобы иметь возможность почувствовать при каком угле наклона байка и скорости теряется сцепление шин с асфальтом.
тут всё просто: угол срыва может не зависеть от скорости, но сильно зависит от качества покрытия. На неровной дороге на скорости сцепление снижается и предельный угол уменьшается. Даже пологие волны при высокой скорости могут послужить причиной срыва мотоцикла. Просчитывай это всё. Опыт тебе в помощь. ОПЫТ, накат ТЫСЯЧ километров. А не езда по площадке и даже не по картодрому. Мы-то ездим по РЕАЛЬНЫМ улицам с РЕАЛЬНЫМИ дорожными неровностями!
Цитата:
полученном не на своём мотоцикле
Вот это меня больше всего пугает: пускай я знаю, что на спорте на гоночной резине можно класть мот на 75 градусов. Однако МОЙ мот на МОЕЙ резине в КОНКРЕТНОМ повороте с пятнами битума и неровносями на дороге можно класть, скажем, не больше чем на 50 градусов. Плюс учитывай что нужно иметь резерв по маневренности в сторону уменьшения/увеличения радиуса.
Цитата:
В конце концов, смысл обучения в мотошколе мною воспринимается так: в мотошколе я получаю практически все знания и навыки, необходимые для безопасного накопления собственного опыта при начале вождения своего мотоцикла в городских условиях.
нет. Мне сразу объяснили так: я получаю навыки, минимально необходимые для самостоятельной относительно безопасной ежедневной езды по городу. А дальше только практика. "практически все" - это нереально, ибо безопасности много не бывает - так обучение никогда не кончится! да и настаёт момент когда НУЖНО ехать в город.
Цитата:
Пример с вылетевшей на дорогу Окой и вставшей поперёк неё у меня на пути замечательно объясняет ситуацию, в которой нужно применять контрруление. Но насколько часто это происходит?
регулярно, уж поверь.
Цитата:
но при каждом повороте буду испытывать затруднения, неуверенность в себе и т.п.?
с практикой всё будет получаться всё лучше и лучше. Поэтому навыки мотошколы достаточны для начала ежедневной езды.
Проблема в том что мы и так часами крутим повороты, но всё равно лажаемся, ибо крутим маленькие повороты, а в жизни поворачиваем в более плавные дуги. Умение оценивать скорость приходит только с практикой. Этому на площадке не научишься.
Теперь о торможении...
на каждое колесо действуют силы: 1) центробежная 2) торможение.
Они перпендикулярны друг к другу. Общая результирующая сила должна быть не более, чем позволяет нагрузка на колесо в конкретный момент.
Я обычно решаю данную задачу в голове графически: представляю силу торможения и центробежную, и оцениваю предельную силу, до которой я могу нагрузить колесо до риска его срыва. Представляю себе классическую картинку из школьного курса физики и считаю, какая сила торможения допустима. Расчёты выполняю только центробежная сила существенна относительно предельной силы срыва, иначе просто вычитаю центробежную силу из предельной силы срыва и получаю предельную силу торможения.
Ключевой момент - правильная оценка предельнйо силы срыва для каждого колеса в кокнретный (каждый) момент времени. Она зависит от типа покрытия, его неровности, профиля дороги (нужно дополнительно учитывать, например, добавлять/вычитать к центробежной силе силу, действующую на покрышку в связи с неправильным/правильным профилем дороги), состояния распределения масс по мотоциклу (развесовка перед/зад с учётом планируемой силы торможения и фактической нагрузки мотоцикла). К заднему колесу желательно прибавить небольшую дополнительную тормозную нагрузку, которая дополнительно может возникнуть при отпуске сцепления при торможении двигателем.
В общем, после этих несложных расчётов можно почти всегда ездить на пределе - например, когда я на площадке решил попробовать тормоза моего CBF на знакомом покрытии, но в дождь, Вадим сказал мне, что я слишком быстро оттормаживаюсь по мокрому асфальту - на что я ему ответил, что я просто езжу на грани, но не за гранью, и АБС у меня не срабатывает
Вот так-то. Можено удивить даже инструкторов!
Удачи на дорогах!